Писание и Святой Дух. Заявление о связи между Библией и работой Святого Духа, сделанное 14 руководителями реформатских и пресвитерианских церквей
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БОГ ДУХ СВЯТОЙ
2.1 О ТРОИЦЕ
2.1. * 13 Триединый Бог
Мы верим, что Бог явил Себя единым, истинным и живым, от вечности до вечности, Отцом, Сыном и Святым Духом. Три лица образуют единство, сохраняя Свои особенные черты и служения, работают вместе в общении и взаимодействии, воплощая единую волю и замысел в творении и восстановлении.
Этот Бог Своим Словом и Духом совершил благое дело творения, которое затем было испорчено восстанием человека. Но Бог любил мир и решил примирить человечество и все творение с Собою. В Своей верности Он открывал Себя как Бог завета. Этот замысел охватывает предопределенные Богом периоды и направления искупительной истории, в которой каждая из трех Личностей Троицы осуществляла Свою задачу, действуя сообразно Своим чертам и служению.
2.1. * 14 Бог Отец
Мы верим, что Бог положил вражду между сатаной и человечеством, таким образом подчинив Свое творение силам смерти. В то же время Он установил Свой завет благодати, пообещав Посредника – Спасителя и Искупителя, – чтобы восстановить разорванные узы между Богом и человеком, и обновить Свое чудесное творение. Он исполнил это обетование в истории, став Богом Авраама, Исаака и Иакова и всего израильского народа. Бог пообещал благословить все народы земли через семя Авраама, и совершил это, послав Сына Своего в этот падший мир, чтобы Он стал обещанным Посредником сначала для Израиля, а потом и для всего мира. Это Христос, Единый и Вечный Сын, Слово, через Которое все существующее было сотворено. Во всем этом Бог явил Себя Отцом всех, Творцом и Хранителем, полным любви ко всему творению, а особенно к человеку.
2.1. * 15 Бог Сын
Сын исполнил это поручение, не почитав хищением быть равным Отцу, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку (Флп. 2:6-8). Он уничижил Себя и стал послушным до смерти, взяв на Себя таким образом наши скорби и немощи. Совершив это, Он стал краеугольным камнем Церкви, в которой собраны все уверовавшие во Христа. Итак, Сын, Которого мы знаем по имени Иисус Христос, превозмог смерть, и "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2:8-10). Он сидит одесную Отца Небесного и ходатайствует за нас. Он – Начало и Завершение истории – обещал вернуться в конце времен, чтобы судить живых и мертвых, а также окончательно и полностью исполнить Божий замысел восстановления творения.
2.1. * 16 Бог Дух Святой
Бог Дух Святой вместе с Отцом и Сыном есть единый вечный Бог. Он витал над водою при сотворении (Быт. 1:2), направлял народ Божий во времена Ветхого Завета и осенил Деву Марию (Лук. 1:35). Отец и Сын излили Свой Дух в день Пятидесятницы, чтобы принести утешающую весть примирения всем людям, любого народа и языка, до конца земли. Он – Утешитель Церкви, наполняет учеников Христа мужеством и пониманием, верой и надеждой. Он обещал пребывать с нами в Новом Завете, влагая Божьи обетования и требования в разум и записывая их в сердца верующих, ниспосылая удивительные дары для провозглашения Евангелия, собирая и защищая народ Божий, готовя верующих для вечной жизни на новой земле.
2.1. * 17 Единичность и взаимодействие
Вера в триединого Бога состоит в общении с Единым Богом, Творцом неба и земли, и ни в коем случае не в общении лишь с одним Лицом Троицы. Бог Отец послал Сына, Отец и Сын послали Святого Духа для достижения одной и той же цели. Дух приводит нас к Сыну, Посреднику, а через Сына мы приступаем к Отцу, чтобы стать Его детьми, избранным родом, царственным священством, народом святым, принадлежащим Богу (1Петр 2:9a).
2.1. * 18 Народ Триединого Бога
Как народ Божий, мы сознаем свою ответственность и призвание повиноваться Господу. Своими словами и делами мы воспеваем хвалу Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, от Которого, через Которого и к Которому движется все существующее (1Кор. 8:6). Мы стараемся поддерживать друг в друге страстное ожидание возвращения Христа и молим с Духом: "Маранафа, приди, Господи Иисусе, приди скорее!"
Мы признаем, что учение о Троице намного выше нашего людского понимания, благодарим Бога, и поклоняемся Трем в Одном в соответствии с Его откровением.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
8. Мы отвергаем любое учение, которое проводит разницу между тремя (или больше) диспенсациями, например, диспенсацией Отца в Ветхом Завете, диспенсацией Сына (т.е. временем Его жизни на земле) и диспенсацией Духа, которая наступила после Пятидесятницы и будет продолжаться до Второго пришествия Иисуса. Согласно этому учению, каждая новая диспенсация заменяла предшествующую как недействительную и низшую. Это учение не признает единства Бога в истории искупления. Она вызывает разделение там, где должно быть общение внутри Троицы.
9. Мы отвергаем учение, которое сосредотачивается на поклонении только Одной Личности Троицы, поклоняясь Святому Духу или Сыну, в то время как мы должны поклоняться Трем в Одном. Это приводит к искажению Божьего последовательного замысла искупления. Работа Духа недейственна без Сына, работа Сына недейственна без Духа, и Отец не соберет народ Свой без работы Сына и Духа.
10. Мы также отвергаем мнение, что Христос уже вернулся в другом людском образе или невидимо. Мы не можем определить или предсказать, когда и куда Он вернется на землю. Никто не знает о том дне и часе: ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мф. 24:36).
2.2 ОПЫТ ДУХА
2.2. * 19 Опыт
Как народ Триединого Бога, мы живем верой, которая наставляет нас и дает уверенность, что нам прощены грехи и дарована вечная жизнь. Это знание и убежденность касается прежде всего разума, но также наполняет все наше существо, обращаясь к чувствам и изменяя их. Оно соприкасается с реальностью жизни и становится действительным и ярким опытом в нашем разуме, воле, чувствах; оно проникает в нашу повседневную жизнь, наполняя нас и действуя подобно дрожжам, которые заквашивают все тесто. Оно не покидает нас, следует за нами, куда бы мы ни пошли и к чему бы мы ни обратились. Оно охватывает все наше существо.
В этой жизни Дух Святой ведет и оберегает нас от того, чтобы нас не унесли волны человеческих измышлений и чувств. Его конечная цель – не выработать в нас только интеллектуальное понимание, но достигнуть наших сердец и чувств посредством Слова, даруя нам истинное убеждение в прочности уз, которыми мы связаны с Триединым Богом. Таким образом, Дух посредством Слова преображает нашу жизнь во всех сферах.
2.2. * 20 Опыт и чувства в Библии
Опыт и чувства составляют неотъемлемую часть нашей жизни в завете. Павел показывает, что любовь – превосходнейший путь (1Кор. 13). Это согласуется со словами Иисуса, который говорил, что любовь – это сущность закона Божьего, и касается наших действий, чувств и опыта. В завете благодати мы испытываем всевозможные чувства: например, мир (Пс. 130), радость (Флп. 4:4), печаль, горе (Пс. 41, 50; 2Кор. 7), гнев (Гал. 1:8,9; Лк. 19:45,46), довольство в любых условиях (Флп. 4:11,12).
Наш разум и мысли необходимо рассматривать как важные уровни христианского опыта; Дух ведет нас к полному пониманию апостольской веры, наделяя нас мудростью и проницательностью. Апостол Павел преисполнен радостью и хвалой, ощущая действие Духа в своей жизни. И хотя он понимал ограниченность человеческого восприятия, он не мог скрыть своих чувств: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Римл. 11:33-36).
2.2. * 21 Опыт Духа
Церковь по-разному ощущает присутствие и действие Святого Духа.
– Проявление Духа в книге Деяний святых апостолов
Мы верим, что Иисус Христос излил Святой Дух на Свою церковь в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). По этому обетованию, Дух Святой вел апостолов к полноте истины во Христе (Иоан. 16:13). Так они стали законными и авторитетными свидетелями Христа во времена перехода Церкви в век Нового Завета. Они были последними, кто видел Иисуса на земле. Преодолевая сопряженные с этим переходом сложности, Святой Дух дал особые знаки, чтобы убедить иудейских верующих в необходимости распространения Евангелия не только среди самих иудеев, а также чтобы обеспечить межнациональное и межкультурное единство в церкви. Сначала в Самарии Дух открыто и непосредственно подчеркивает приобщение к церкви первых не-иудеев по просьбе апостолов (Деян. 8:14-17). Потом такое же событие произошло, когда первые римские верующие в Кесарии исповедовали Иисуса своим Господом (Деян. 10:44-48), что также убедило Петра и других апостолов в приобщении язычников (Деян. 11). Третий случай имел место в Эфесе, когда Дух явил Свое присутствие, поскольку ученики Иоанна имели неполное знание о Христе. Кроме того, это событие подчеркнуло авторитет Павла (Деян. 19:1-7).
– Исполнение Святым Духом
Мы верим, что Писание учит о том, что Иисус продолжает погружать людей в Дух и огонь, которые означают благословение и суд (Мф. 3:11,12).
Рассуждая о святости и недопустимости злоупотребления вином, Павел повелевает ожесточенным людям исполняться Духом (Еф. 5:18). Об этом же исполнении Духом в Писании говорится, когда упоминается Сын, Которого послал Отец (Иоан. 3:34). Мы также читаем о том, что апостолы были наполнены Духом, чтобы противостоять вражде к Евангелию (Деян. 2:12; 4:8). Верующие наполняются Духом, чтобы умело и отважно провозглашать Евангелие Христа, согласно времени и местожительству, чтобы поддерживать друг друга, поклоняться в истине и наслаждаться христианской жизнью.
– Цель наполнения Духом
Быть наполненным Духом – значит всем сердцем, душой, разумом и волей покориться водительству Духа, отважно исповедовать Христа и полностью вверить себя Ему. Со временем Дух совершает всестороннее преобразование нашего духа, разума, чувств, желаний и воли. Так верующий становится источником вод, текущих в жизнь вечную (Иоан. 7:38,39). Этот опыт способствует освящению и влияет на проповедование Евангелия. Следовательно, это побуждает верующих молиться о даровании им духовной мудрости и любви, чтобы жить как чада света (Еф. 5:8-21), принося плоды Духа, и страстно желать возвращения Христа.
– Слава Духа
Святой Дух дарует радость близкого общения с Иисусом Христом, нашим Спасителем, и соединяет нас в Теле Христовом, вселенской Церкви. Мы превозносим и прославляем Его за дивное служение возрождения, веры и преобразования жизни. Мы благодарим Его за ходатайство в молитве и постоянное обновление нашей надежды (Римл. 8:26,27).
Да будет принесена вся слава, знание, мудрость и сила Духу Святому, в единении с Отцом и Сыном, от века и до века. Аминь.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
11. Мы отвергаем неправильное использование понятия "крещение Духом" как отдельного ощущения, которое ожидается или требуется в жизни всех верующих в качестве "второго благословения". Такой подход принижает работу, уже соделанную Духом, и преувеличивает ожидаемое ощущение, особенно его чувственное и экстраординарное проявление. Понятие "крещение Духом" следует относить к полноте проявления Духа.
12. Событие Пятидесятницы было однократным и уникальным в истории искупления, и мы отвергаем учения, преподносящие его эталоном для верующего, предполагая, что у каждого из нас должна быть своя Пятидесятница.
2.3 ДАРЫ ДУХА
Святой Дух, Которому мы искренно поклоняемся, дает Церкви разные дары (по греч. – carismata).
2.3. * 22 Определение даров
carismata в буквальном смысле означают дары благодати, которые свободно даются Богом. Человек не может заслужить или требовать их. Бог распределяет их согласно Своей воле, стремясь удовлетворить нужды Своего народа и осуществить Свой замысел примирения в контексте истории искупления.
Это значит, что дары всегда даются для того, чтобы удовлетворить нужды или способствовать развитию, вести народ Божий, укреплять, объединять и распространять Церковь. Бог давал дары в ветхозаветные времена, в новозаветный период и сейчас.
2.3. * 23 Цель даров
Добавим, что Святой Дух дает Свои дары для блага церкви, как написано: "Каждому дано проявление Духа для общего блага" (1Кор. 12:7, совр. пер. "Радостная Весть"). Образ тела дает нам понять, что единство Церкви превыше разнообразия даров. Разнообразие дано Церкви для того, чтобы упрочить единство, и каждый дар, пытающийся возвыситься над другими, ослабляет сам себя: "пока мы все не достигнем наконец единства в вере и познании Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, с Христом, образцом совершенной зрелости" (Еф. 4:13). Поэтому мы рады видеть церкви, члены которых любят или служат друг другу разными дарами Святого Духа.
2.3. * 24 Дары в истории
Из Библии мы узнаем, что Святой Дух по-разному давал дары церкви, в зависимости от нужд, времен и обстоятельств:
– carismata в Ветхом Завете
Бог использовал множество даров в Своем народе для сохранения в завете, для защиты народа, организации поклонения, приготовления к наступающему Новому Завету в Иисусе Христе. Так, Он ниспосылал дары судьям, пророкам и царям, давал дары красноречия, мудрости, истолкования снов, дары для строительства скинии и храма. Во всем этом Бог сохранял последовательность Своей работы в истории.
– carismata в Новом Завете
Господь Иисус Христос послал учеников для распространения Евангелия до края земли. Эта миссия предполагала наличие даров, которые служили для достижения Божьей цели примирения человечества и всего творения с Собой. Он дал Духа Святого, Который Сам по Себе – величайший дар. Он дал особые дары для первой церкви, отвечая на нужды образовавшихся общин. Это подтверждает то, что Дух дает дары в зависимости от особенности нужд и времени. Например:
- дары для основания церкви: апостольство, пророчество, свидетельство, слова мудрости, знаки языков, чудеса;
- дары для объединения и сохранения церкви: апостольство, руководство старейшин, пастырство, любовь;
- дары для приготовления к возращению Христа: учительство, проповедничество;
- дары для поклонения Богу: служение Слова, управление, вовлечение членов церкви с их дарами;
- дары для наставления общины и заботы о ее членах: пресвитерия, мудрость, управление и т.д.;
- дары для провозглашения Евангелия и проповеди Царства Христа, которыми Бог наделил благовестников.
2.3. * 25 Основные дары
Мы "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]" (Еф. 2:20). Служение апостолов подошло к концу после смерти последнего из них. Тем не менее, плоды этого служения, свидетельство и учение находят отражение в жизни и служении современной церкви, которая по-прежнему основывается на апостольской вере. Служители церкви, а именно старейшины и диаконы, призваны охранять церковь на этом основании и готовить народ Божий на дело служения (Еф. 4:12). Мы принимаем этих руководителей как дары Святого Духа.
Мы верим, что вера, надежда и любовь – постоянные и самые важные дары для здоровой церкви. Более того, эти дары имеют значение для свидетельства миру, так чтобы он уверовал, что Отец послал Сына для нашего спасения (Иоан. 17:21).
2.3. * 26 Дополнительные дары
Мы верим, что Господь присовокупляет множество благословений, чтобы созидать Церковь на этом основании. Преемственность апостольской и современной церкви зиждется на Едином Живом Боге и Его основных дарах. Мы с благодарностью восхищаемся Его заботой о дополнительных дарах и тем, как Он распределяет их во времени и пространстве. Авторитет Господа и апостольское учение определяет применение и использование даров верующими. Поэтому они не могут требовать особенные дары, власть или любое постоянное служение, которое связано с использованием даров. Мы также утверждаем, что верующие не могут ограничить Духа в том, что Он дает. Мы не можем составить полный список даров Духа или объяснить все из них, потому что их количество огромно. Мы хотим лишь дать короткий комментарий по поводу наиболее обсуждаемых даров:
– О даре иных языков
Дар иных языков – это речь с необыкновенным произношением или реально существующими языками, которую не могут понять, пока ее не истолкуют. Мы рассматриваем ее как необязательный дар и хотим обсудить ее согласно наставлениям апостола Павла в 1Кор.12-14.
– Об исцелении
Господь может исцелить болезнь в ответ на наши молитвы, но мы исключаем, что авторитет целителя превосходит авторитет Писания или что дар исцеления – постоянное служение (см. главу о земных благословениях).
– О пророчестве
Применение апостольского слова может рассматриваться как пророческое слово, но мы не ожидаем никакого дополнительного откровения и не верим в восстановление этого служения (см. главу об Откровении).
2.3. * 27 Полновластие Бога и наша ответственность
Мы твердо верим в то, что Святой Дух, в общении Отца и Сына, решает, когда и как Он желает благословить нас Своими дарами. Церковь ответственна за распознание даров, данных человеку при сотворении, и духовных даров, а также за их принятие. Апостол Иоанна увещевает нас: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Иоан. 4:1).
Церковь должна использовать вверенные таланты и ниспосланные дары с усердием и преданностью. Она должна быть готова изменять свои обычаи, структуру и действия, которые могут препятствовать росту церкви в царское священство. Эта ответственность принуждает церковь молиться и стремиться к б́ольшим дарам, не путем требований, давления или манипуляции Богом, но всегда в зависимости и соответствии с Его Божественной волей и мудростью, говоря: "не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39).
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
13. Мы отвергаем учение, согласно которому церкви, не практикующие говорение на языках во время богослужения, обвиняются в том, что они угашают Духа Святого или ждут слишком малого от Бога.
14. Мы отвергаем учение о том, что дар говорения на языках когда-либо предназначался для увеличения или обогащения христианского опыта.
15. Мы предостерегаем от гордости, поскольку в истории церкви дополнительные дары часто преобладали над любовью и разрушали единство.
16. Мы отвергаем и мнение, что своими молитвами или постами мы можем давить на Бога или даже принуждать Его дать особенные дары.
17. Мы отвергаем все притязания на божественный авторитет, которые не основываются на Слове. Мы также помним предостережение апостола Павла: "войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте!" (Деян. 20:29-31).
Этот материал еще не обсуждался.